Шер, лайк, репост: как пенсионеров Томска учили противостоять фейковым новостям

29.08.2019

 

Шер, лайк, репост: как пенсионеров Томска учили противостоять фейковым новостям

В частности, в школе информационных технологий и информационной безопасности организовали курс "Как стать блогером"

Думаете, что посты в Facebook, онлайны в Instagram и общение "ВКонтакте" — удел молодых? Ученики Томской академии активного долголетия, которая объединяет самые разнообразные мероприятия для людей старшего возраста, доказывают обратное. Шутки и мемы про "бабушку в интернете" больше не актуальны: студенты академии успешно обучаются информационным технологиям, курс которых включает освоение "Одноклассников", "ВКонтакте", Facebook и Instagram. А средний возраст учеников — 70 лет.

Чему научились на этом курсе студенты "серебряного" возраста и для чего им нужны соцсети — в материале портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС.

Люди хотят в соцсети

Всего под эгидой Академии активного долголетия в Томской области открыты 10 школ, в том числе и школа информационных технологий и информационной безопасности, одним из направлений которой оказался курс "Как стать блогером".

Курс был рассчитан на 12 часов. В образовательную программу входил, в частности, рассказ о том, что такое соцсети и как они устроены: от создания аккаунта до изучения терминологии — например, что такое "пост" и "аватарка".

Начинающим блогерам рассказали также об интернет-мошенничестве и спаме, а еще о том, какую информацию о себе размещать нельзя и по каким причинам. Домашним заданием было создать аккаунт в одной из социальных сетей.

"Люди хотят в соцсети. Когда спрашиваем: "А вы пользуетесь соцсетями?" — нам отвечают, что да. Что такое "Одноклассники", знают практически все", — отмечает председатель комитета социального развития отрасли департамента социальной защиты населения Томской области Наталья Грибова.

Кто и чему учил

Азы пользования соцсетями пенсионерам объясняли сотрудники информационного агентства "Томск" во главе с редактором Татьяной Свинцовой. Лекции и упражнения проходили на базе местного вуза ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники) и в редакции.

Пенсионеры записывались на курс сами через кол-центр, созданный в городе специально для информирования о новых школах и их работе. Также жителей оповещали через областной и городской советы ветеранов. Группа, состоявшая из 19 человек, прошла курс "молодого блогера" за май и июнь.

"Я ходила в соцзащиту и случайно узнала, что есть такие курсы. А я всегда занималась самообразованием, да и в целом люблю заниматься новым, поэтому, конечно, записалась. Я по профессии товаровед и была руководителем в потребсоюзе, поэтому работа с компьютером мне особенно интересна. Я знала, что существуют соцсети, могла написать пост "ВКонтакте", но не более того. На курсах же мы научились фотографировать и даже писать правильно рекламные посты", — рассказывает о впечатлениях одна из студентов Наталья Глинская.

Наталья Яковлевна планирует даже зарабатывать блогерством. "Я вначале не собиралась создавать блоги, но, пока учились, стало интересно. Это захватило. Я начала писать посты в Instagram, даже занялась рекламой — пока на некоммерческой основе, тренируюсь. Рекламирую московскую фирму недвижимости", — говорит Глинская.

По словам Татьяны Свинцовой, вопрос о том, как стать коммерческим блогером и как заработать на своей странице в социальной сети, был у "серебряных" студентов одним из наиболее популярных.

"Спрашивали, что нужно для начала заработка в соцсети. Интересовались, как писать коммерческие посты. Спрашивали много и про фото для соцсетей. Наш фотограф объяснял постановку кадра и то, что должен отражать снимок", — говорит Свинцова.

При этом она отмечает, что опыт работы с компьютером у всех студентов был разный. Одни ни разу не включали компьютеры, а другие уже вовсю постили свои заметки в соцсетях и мечтали только более подробно изучить правила визуализации контента.

"Я прежде всего видела свою задачу в том, чтобы познакомить студентов с разнообразием работы в социальных сетях, объяснить, что блогеры — это про достаточно регулярное выкладывание информации, не важно, на какой платформе. Также планировала познакомить студентов с многообразием соцсетей. Считаю, это получилось", — подводит итог курсу Свинцова.

Осторожно, спам

Студенты задавали много вопросов и по фейковым новостям: как на них не напороться, где нужно искать информацию и почему "громкий" заголовок не всегда отражает действительность.

Кроме того, на курсах начинающим блогерам объясняли, почему не нужно переходить по тем или иным ссылкам и как защититься от мошенничества в сети.

"Я устал закрывать контекстную рекламу. Мне она напоминает цыганку, останавливающую погадать, — тоже реклама и хотят моих денег. И самое правильное в случае с рекламой — ее игнорировать", — делится полученным опытом еще один студент Юрий Карякин.

Юрий Васильевич попал на курсы блогеров благодаря школе создания презентаций. Один из одногруппников рассказал ему о том, что открываются курсы блогеров, и Юрий Васильевич отправился учиться.

Любимой соцсетью для него стал Facebook. Здесь мужчина размещает посты, как сам говорит, чтобы "привлекать молодых людей и учить их жизни".

Хотим еще

Департамент социальной защиты населения Томской области рассчитывает, что следующий такой курс начнется в октябре. Тем временем блогеры, уже прошедшие обучение, просят открыть новое направление для более углубленного изучения соцсетей.

"Я хочу дальше получить более глубокие знания: какие-то вводные, как составлять посты, как их иллюстрировать. Подробнее хочу узнать о том, как работать со всеми соцсетями. Тогда можно в дальнейшем зарабатывать", — говорит Глинская.

Карякин отмечает, что хотел бы, помимо прочего, развивать навык изучения иностранных языков, ведь соцсети дают возможность знакомиться и переписываться с новыми друзьями за рубежом.

Именно одиночества и ощущения ненужности, согласно опросу "Левада-центра", проведенному в 2018 году, так боятся пожилые люди. Для того чтобы эти страхи навсегда остались в прошлом, в России в рамках национального проекта "Демография" реализуется федеральный проект "Старшее поколение", который поможет россиянам любого возраста учиться новому. Этим целям отвечают занятия в Томской академии долголетия, где есть школа здоровья, иностранных языков, информационных технологий, физкультуры, финансовой грамотности, волонтеров, современного садоводства и многое другое.

Алена Шаповалова